On-line: maslopoop, гостей 1. Всего: 2 [подробнее..]
Форум сайтов «Атакуют подлодки» и «Великая Отечественная под водой». Открылся 25 апреля 2009 года

АвторСообщение
moderator




Сообщение: 3
Зарегистрирован: 30.04.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.05.09 20:47. Заголовок: "Малютки"-призраки


Интересующиеся историей отечественного подводного флота наверняка сталкивались с упоминанием обозначений малых подводных лодок, которые не встречаются в справочниках корабельного состава флотов СССР.
По данным Ковалева Э.А., например, Авдашев В.И. командовал ПЛ "М-29", Гревцев Г.А. командовал ПЛ "М-50", Буль С.П. командовал ПЛ "М-64". В число "малюток"-призраков входит также "М-61" и ряд других.
Некоторые исследователи высказывают предположения, основанные на пропуске стапельных номеров на заводе "Красное Сормово", что эти лодки были заложены или планировались к строительству, но потом были сняты с постройки. Есть также предположения, что эти обозначения имели серийные лодки во время испытаний.
Кроме того, неизвестно, какие лодки МСЧМ носили в 1934 году обозначения "М-82" и "М-83".
Просьба к знающим людям - поделитесь информацией по данному вопросу!


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет , стр: 1 2 3 All [см. все]







Сообщение: 14
Зарегистрирован: 27.08.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.09 13:29. Заголовок: С этой проблемой я т..


С этой проблемой я тоже столкнулся, готовя послужной список С.П. Буля. Сейчас, к сожалению не имею тех. возможности, фото выложу, полагаю, через пару дней. Все дело в том, что в сборнике "Гангут" (№ 23) в рубрике "неизвестная фотография" было опубликовано фото рубки подводной лодки "М-61", которой как известно, никогда не было в природе. Вторая известная мне публикация этого снимка состоялась в сборнике "Тайны подводной войны-16" и продублирована в альманахе "Подводник России" с работой К. Стрельбицкого посвященной погибшим подводникам ЧФ. Комбинация цифр автором объясняется просто: первый корабль шестого ("малюточного") дивизиона. На мой взгляд, самое логичное объяснение. (Пошел копаться, какая подлодка николаевской постройки вступила в строй под четвертым номером).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 10
Зарегистрирован: 03.05.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.09.09 12:19. Заголовок: Подводных «фантомов»..


Подводных «фантомов» встречается намного больше, чем указано Андреем С. при объявлении темы. Вызвано это, на мой взгляд, не только рядом серьёзных причин (разговор отдельный), но и самыми элементарными региональными (флотскими) проявлениями своеволия и «самостийности», а также ошибками авторов и редакционных коллегий. Например, Андрей С. повторил ошибку, допущенную в книге Э.А.Ковалёва (уверен, что по вине редакции) и в числе лодок-призраков назвал М-50 (командир Гревцев Г.А.). Фактически капитан-лейтенант Гревцев командовал реальной М-60.
Приказом командующего СФ № 0139 от 23.06.39 г. назначается комиссия для расследования причин затопления соляром аккумуляторной батареи Щ-405 (!!). Поскольку в приказе названы командир (Егоров П.И.) и инженер-механик (Славинский А.Л.) Щ-405 БПЛ СФ, лодка легко идентифицируется - Щ-421. Как видно, командование СФ, не дождавшись приказа НК ВМФ о переименовании (подписан 16-го июня 1939 г.) и превысив свои права, присвоила прибывшей с Балтики лодке свой номер. Так (очевидно, до появления на СФ приказа НК ВМФ от 16.06.39 г.) на СФ существовала Щ-405 («призрак»).
На Черноморском флоте пошли дальше. В ноябре 1939 г. там был подписан приказ, по которому почти всем «малюткам» флота присвоили новые обозначения, создав путаницу и неразбериху. Например, капитан-лейтенант Керн А.А. в Центре числился командиром подводной лодки М-58, а на флоте его называли командиром М-55. Потребовалось вмешательство наркома Кузнецова Н.Г. для восстановления статус-кво (январь 1940 г.). Аналогичное наблюдалось на КБФ, где в сентябре 1939 г. «всплыли» из небытия М-102, М-103 и М-104 (называются и их командиры), а вскоре комбриг-3 выступил с инициативой по «наведению порядка в нумерации «малюток», т.к. после отправки части лодок этого типа на Север и Дальний Восток образовалась «брешь» в стройном ряду от М-71 до М-99. Поддержки Москвы получить не удалось.
При изучении различных документов и материалов выясняется, что под одним и тем же наименованием в различное время появлялось несколько лодок. Яркий пример - М-61, которая на форуме уже упоминалась. Как известно, её посетил председатель СНК СССР В.М.Молотов, сохранилась и опубликована фотография. Как пишет К.Б.Стрельбицкий в 16-м выпуске «Тайн подводной войны», « это - сделанный в сентябре 1934 г. первый известный снимок черноморской подводной лодки М-51, ставшей в ШЕСТОМ дивизионе БПЛ ЧМ ПЕРВЫМ кораблём и получившей поэтому на рубку тактический номер «61». В архиве ВМФ хранятся документы, согласно которым подводные лодки типа «М» № 239 и № 261 приказом командира БПЛ МСЧМ № 169/16с от 4-го апреля 1934 г. «прикомандировываются к вверенной мне бригаде», а 11-го мая того же года комбриг приказал прикомандированные № 239 и № 261 именовать соответственно М-61 и М-62. Таким образом, в момент посещения Молотовым В.М. лодка именовалась именно М-61, (М-51 она стала называться несколько позже). И первым её командиром был совсем не расстрелянный на Балтике в 1941г. С.М.Бойко, здесь Константин Борисович ошибся.
Следует сказать, что указанная выше лодка - не первый фантом с таким номером. Первая М-61 появилась в документе под названием «План организационных мероприятий 1934 г. по Морским Силам Балтийского моря», датированным 19 декабря 1933 г. Этим планом предусматривалось ввести в строй МСБМ в период с 1-го июня по 1-е декабря 1934 г. 6-й дивизион подводных лодок типа «МАЛЮТКА» по штату № 34/107, условный № 1963. 2.02.1934 г. на ленинградском заводе «Судомех» заложена головная лодка под заводским № 58, которую в планах в соответствии с существовашими тогда правилами стали именовать М-61 (номер дивизиона + порядковый номер ПЛ). Исчезла эта М-61 в декабре 1934 г. (получила новое обозначение в связи с изменением планов строительства подводных сил). Могу сказать, что впоследствии эта лодка под обозначением М-43 оказалась на ТОФе, где и закончила своё существование.
Вновь «призрак» под номером М-61 появился опять на Черном море, но рассказ о нём, опасаясь утомить уважаемых участников и гостей форума, отложу.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 16
Зарегистрирован: 27.08.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.09.09 16:27. Заголовок: http://s56.radikal.r..




Как и обещал, фото "малютки-призрака" из альманаха "Гангут" №23. (В прошлый раз, прошу прощения, ошибочка вышла, я указал №16). К сожалению, качественный скан сделать не удалось

Виктор, подскажите пожалуйста, какой "малюткой" командовал С.П.Буль в 1939 - 40 и чем он награжден (у Ковалева указано 3 ордена)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 11
Зарегистрирован: 03.05.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.09.09 09:59. Заголовок: Umka спрашивает, ка..


Umka спрашивает, какой лодкой командовал С.П.Буль в 1939-1940 гг. Ответ есть в книге Ковалёва Э.А., дам только некоторые уточнения.
После более чем годичного «отлучения» Буль С.П. был возвращён в кадры ВМФ и назначен в распоряжение ВС ЧФ, которым и направлен для дальнейшей службы во 2-ю БПЛ. С 1-го октября зачислен в списки л/с этой бригады «с назначением на должность командира части 64». 7.10.39 г. приказом наркома ВМФ Буль С.П. назначен командиром ПЛ М-64 23-го дивизиона 2-й БПЛ ЧФ. Это - фактическая сторона вопроса. А теперь, в качестве информации «к размышлению», очень коротко, не вдаваясь в детали, изложу свою точку зрения:
а) планом организационных мероприятий на 1939 г. по ЧФ планировался ввод в строй нескольких подводных лодок типа «М» XII-й серии. В таких случаях, и планами это всегда предусматривалось, на такие лодки назначался т.н. «кадр» (обычно для «малюток» - командир, механик, 2 старшины и 1 рядовой). Так Буль С.П. стал командиром М-64, возможно, даже ещё не заложенной. Видимо, планом мероприятий на 1940 г. лодка была исключена из списков предназначенных для ЧФ, поэтому (приказ НК ВМФ № 01343 от 8-го мая 1940 г.) «командир подводной лодки М-64 (кадр) ЧФ капитан-лейтенант Буль Станислав Петрович допускается к исполнению должности командира подводной лодки Л-6…»;
б) могу добавить (хотя Вы наверняка это знаете, т.к. серьёзно интересуетесь службой Буля С.П.), что «безлошадный» командир М-64 по усмотрению командования использовался на других должностях, в частности, командира М-59)
Что касается наград, то таковыми, зная им цену, никогда не интересовался.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 19
Зарегистрирован: 27.08.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.09.09 18:34. Заголовок: Виктор, большое спас..


Виктор, большое спасибо за информацию о С.П.Буле.

Виктор пишет:

 цитата:
Ответ есть в книге Ковалёва Э.А



У Ковалева информация не всегда полная и точная. Как то не поленился сделать для себя справки о командирах подводных лодок (ПЛ - командир - когда командовал) на основе его данных. Слишком много "окон" (должность вакантна) и перехлестов (когда кораблем одновременно командуют два и более человек). Естественно, когда нет противоречий, его данными пользуюсь. Когда появляются вышеназванные "накладки", данные Ковалева вызывают сомнения.

Виктор пишет:

 цитата:
Что касается наград, то таковыми, зная им цену, никогда не интересовался.



Не всегда и не всем ордена вручались за выслугу лет и своевременную подачу чая вышестоящему начальнику.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 13
Зарегистрирован: 03.05.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.10.09 09:01. Заголовок: Продолжу о «призрака..


Продолжу о «призраках». Очередная М-61 «объявилась» 25.10.37 г., когда она была якобы заложена на заводе «Красное Сормово» под литером ЕН-18 (заводской № 9695/3). На 8.01.39 г. значилась находящейся в постройке, а в приказе по ЧФ от 15.06.1939 г. указана в составе 22-го дивизиона ПЛ ЧФ. Приказом НК ВМФ № 01818 от 16 июля 1939 г. окончивший в июле того года СККС ПП при КУОПП имени С.М.Кирова военный инженер 3-го ранга Немчинов В.И. (будущий командир Щ-203) назначен командиром подводной лодки М-61 22-го дивизиона 2-й БПЛ ЧФ. Приказом по ЧФ от 15 ноября 1939 г. М-61 переименована в М-58, но в январе 1940 г. этот приказ был отменён, а вскоре, как указано в картотеке в РГА ВМФ, М-61 «исключена из состава Черноморского флота как несуществующая».
23-го июня 1940 г. командующий ЧФ подписал приказ по флоту № 0233, которым штурман п/б «Красная Кубань» лейтенант Докукин В.Ф. назначался командиром БЧ-1 «вступающей в строй» (так в тексте) подводной лодки…М-61 2-й бригады ПЛ ЧФ. Правда, в данном случае речь идёт, скорее всего, о подводной лодке М-31, предназначавшейся для ТОФа, но оставленной на Чёрном море (рассказ о лодках с таким литерно-цифровым обозначением окажется столь же нудным и запутанным, как и этот). Назначение Докукина отменено приказом от 18-го июля 1940 г., в котором сказано: отменяется назначение лейтенанта Докукина В.Ф. «на должность командира БЧ-1 подводной лодки М-31(числившейся ранее М-61)».
Здесь самое время обратиться к послужному списку погибшего командира М-31 Расточиля Е.Г.
Уважаемый мною Э.А.Ковалёв пишет (стр.332 «Королей подплава…»), что Расточиль командовал М-31 с ноября 1939 г., к сожалению, не называя источника сведений. Однако, по моим данным, лейтенант Расточиль Евгений Генрихович приказом НК ВМФ от 2.11.39 г. был назначен командиром подводной лодки М-61 22-го дивизиона 2-й БПЛ ЧФ. Более того, приказом по ЧФ № 081 от 8 марта 1940 г. командир М-61 лейтенант Расточиль Е.Г. допускается к самостоятельному управлению в надводном положении. Остаётся только разобраться, какой всё-таки лодкой командовал с ноября 1939 г. Е.Г.Расточиль - несуществующей М-61 или будущей М-31? При этом не следует забывать и о том, что командиром М-31 с 14.06.40 г. (и об этом совершенно справедливо пишет Ковалёв Э.А., стр.315) был старший лейтенант Морозов Н.П.
Хотелось бы услышать мнение любителей истории подплава. Своим поделюсь позже.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1
Зарегистрирован: 15.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.03.10 21:15. Заголовок: Мой прадед


Этот человек - Расточиль Евгений Генрихович был и есть моим прадедом. Он был командиром подводной лодки "Медузы М-31". У меня есть книга Ярослава Иосселиани "В битвах под водой" выпуска 1959 года. В этой книге есть рассказ о моём прадедушке. Иосселиани рассказывает о последнем удачном походе Расточиля. Известно, что "Медуза" потопила немецкий транспорт и сама оказалась в тяжёлом положении. Несмотря ни на что, "Медуза" ушла от вражеского преследования и с победой возвратилась в базу. Ещё у меня есть вырезка из газеты "Слава Севастополя" от 24 марта 1985 года. Статья называется "Их помнят глубины морские".
Для большей информации обращайтесь по e-mail glebnovikov98@gmail.com
Мне тоже хочется узнать побольше о своём прадедушке!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 2
Зарегистрирован: 15.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.03.10 21:18. Заголовок: М-31


У этой лодки было два командира. Я всё это пишу со слов моей бабушки. ЭТО ЕЁ ОТЕЦ!!!!!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 3
Зарегистрирован: 15.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.03.10 21:19. Заголовок: Расточиль Марина Евг..


Расточиль Марина Евгеньевна

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 122
Зарегистрирован: 30.04.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.03.10 20:52. Заголовок: Глеб Новиков пишет: ..


Глеб Новиков пишет:

 цитата:
Мне тоже хочется узнать побольше о своём прадедушке!


Здравствуйте, Глеб!
Специально биографией Вашего прадеда я пока не занимался.
Стандартные сведения Ковалёва Вам наверняка известны:

РАСТОЧИЛЬ Евгений Генрихович (10.08.1911–17.12.1942). Родился в г. Белая Церковь, Украина. Образование: ВМУ (37), ККС УОПП (39). Награды: 2 ордена. Капитан-лейтенант.
Мин «Л-6» (37–38). Уволен в запас, восстановлен в кадрах. «М-48» (07.-11.39), «М-31» (11.39–17.12.42. погибла в б. Жебрияны).

А вообще какой период жизни Евгения Генриховича Вас больше интересует?
Если довоенный, то на этом форуме лучше Виктора Николаевича Вам никто документальных подробностей сообщить, пожалуй, не сможет.

Может быть Вы тоже можете сообщить какие-либо детали биографии Вашего прадеда?
Сохранились ли в Вашей семье его фотографии?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 5
Зарегистрирован: 16.09.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.03.10 12:30. Заголовок: М.б, будет интересно..


М.б, будет интересно.... дополню - Расточиль Е.Г. совершил 12 (+3 транспортных) боевых походов (112 + 10 суток), провёл 3 атаки (6 торпед), 6.10.42 пот опил буксир "Олтул" (Румыния, 93 брт); награды: орден Боевого Красного Знамени (1942), Отечественной войны I ст. (1943, м.б., посмертно?); 14-24.12.42 погиб с лодкой (?17.12.42 потоплена кораблями ПЛО в районе б. Жебрияны?) во время похода в район о.Фидониси...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 7
Зарегистрирован: 20.02.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.10 12:30. Заголовок: Совершенно точно пот..


Совершенно точно потоплена нем. кораблями ПЛО около Сулины. 48 ГБ и отчетливые признаки потопления.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 3
Зарегистрирован: 12.04.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.04.10 10:35. Заголовок: Вероятно так же поме..


Вероятно так же поменялись названиями в 1936 году и "М-78" - "М-86"?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 71
Зарегистрирован: 03.05.09
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.05.10 18:10. Заголовок: Не пора ли вернуть..


Не пора ли вернуться к заявленной теме? Попробую слегка "оживить" её.
В РГА ВМФ хранится документ, краткое содержание которого сводится к следующему: 3.07.1939 г. начальник Отдела по комначсоставу ЧФ военный инженер 1 ранга Алёшин направил заместителю начальника Управления по КНС РК ВМФ, г. Москва, список вакантных должностей для оканчивающих в июле 1939 г. слушателей УОПП (предполагалось, что на ЧФ будет назначено 20 человек). А теперь - главное: в этом списке в качестве вакантных были указаны должности командиров семи подводных лодок типа "М", от М-64 до М-70. Иными словами, на 3.07.39 г. в составе ЧФ числились (или запланировано зачисление) указанные "малютки" и на них требовались командиры. Как известно, в списках ПЛ ВМФ СССР эти лодки не появились. Конкретные "призраки". Какие будут мнения - соображения??

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 117
Зарегистрирован: 27.08.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.05.10 18:15. Заголовок: Кажется, "всплыл..


Кажется, "всплыла" еще одна "малютка" - призрак: черноморская "М-46", которой с июля по ноябрь 1939 командовал В.М. Прокофьев. У кого какие соображения по этому поводу?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 14
Зарегистрирован: 12.04.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.05.10 18:27. Заголовок: Виктор пишет: Какие..


Виктор пишет:

 цитата:
Какие будут мнения - соображения??


1. Как я понял, Ваше молчание на мой написанный 12 апреля вопрос - знак согласия :)
2. Рассуждая логически никаких других вариантов, кроме "малюток" 12-й серии Сормовского завода, вводимых в строй в конце 39 - начале 40 гг. быть не может. Вероятно это С.255 и далее - то, что впоследствии вступило в строй с ТОФовскими 30-ми номерами. Т.е. М-64 = М-30 и так далее до М-70 = М-36.

Umka пишет:

 цитата:
У кого какие соображения по этому поводу?


А может там описка и имелась в виду М-48?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 118
Зарегистрирован: 27.08.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.05.10 20:22. Заголовок: Remius пишет: А мож..


Remius пишет:

 цитата:
А может там описка и имелась в виду М-48?



И у Ковалева, и у Лурье русским по белому указана именно "М-46", не думаю что это очепятка. Возможно какая-то ошибка допущена при заполнении личного дела?

Ясно только одно: В.М. Прокофьев никогда не командовал "М-46". Этот тактический номер лодка получила на ТОФе.

От этого начинает пухнуть голова. Бедные германо-итало-болгаро-турецко-румынские шпионы!!!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 15
Зарегистрирован: 12.04.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.05.10 20:36. Заголовок: Umka пишет: И у Ков..


Umka пишет:

 цитата:
И у Ковалева, и у Лурье русским по белому указана именно "М-46", не думаю что это очепятка. Возможно какая-то ошибка допущена при заполнении личного дела?


Нет, это не опечатка (поскольку послужные карты в основном написаны от руки), а скорее описка, и виноваты в ней не указанные авторы, а те, кто заполнял документ, откуда авторы брали данные.
Впрочем, я не знаю, может кто-то другой командовал М-56/М-48 в эти месяцы, это так, чисто мое предположение.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 73
Зарегистрирован: 03.05.09
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.05.10 10:25. Заголовок: Remius, не указ..


Remius, не указав, кому адресуется вопрос, 12.04 Вы написали: "Вероятно так же поменялись названиями в 1936 году и "М-78" - "М-86"?"
Что значит "так же"? Какую аналогию Вы имеете ввиду?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 74
Зарегистрирован: 03.05.09
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.05.10 10:37. Заголовок: Umka, всё не та..


Umka, всё не так просто и ничего пока не ясно. Согласно документам, Прокофьев В.М. с 16.07 до 2.11.39 г. был командиром подводной лодки М-46 23-го дивизиона 2-й БПЛ ЧФ. В это время будущая тихоокеанская М-46 числилась в составе КБФ как М-86.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет , стр: 1 2 3 All [см. все]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 89
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет