On-line: агафон, гостей 0. Всего: 1 [подробнее..]
Форум сайтов «Атакуют подлодки» и «Великая Отечественная под водой». Открылся 25 апреля 2009 года

АвторСообщение



Сообщение: 49
Зарегистрирован: 03.05.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.03.10 18:24. Заголовок: Августинович М.П.


Андрей, данные по Августиновичу, как мне кажется, содержат довольно грубые ошибки. Раньше как-то не обращал внимания, а недавно обнаружил в «Вопросах М.Э.Морозову» Ваш вопрос по Августиновичу и его ответ. Кстати говоря, М.Э. неоднократно говорил, что он не занимался специально довоенной службой подводников и , скорее всего, эти сведения он получил от третьего лица. Вы же опирались на данные из нескольких источников. По моему убеждению, ошибки заключаются в следующем: а) вы исходите из того, что в 1933 г. на Севере существовал ОДПЛ (Морозов пишет: однпл), т.е. Отдельный дивизион подводных лодок, в котором была должность дивизионного артиллериста (почему-то М.Э. говорит об Ф-2, т.е. флагманском артиллеристе); б) Морозов сумел убедить Вас, что Августинович М.П. никогда не командовал 3-м дивизионом ПЛ БПЛ СФ.
1. Мне неизвестно, когда именно состоялся выпуск в Училище БО и Августинович направлен на Север, но уже осенью 1933 г. он был командиром артиллерийского сектора ВСОН «Умба» (принятый от Севморфлота пароход, включённый в состав ВМС РККА и зачисленный с 15.06.33 г. в состав СВФ как плавучая база ПЛ). 6-го октября 1933 г. командующий СВФ приказал числить командира АС ВСОН «Умба» Августиновича М.П. помощником дивизионного минёра ДПЛ по артиллерийской части. Обязанности эти исполнял по совместительству, поскольку в штате ДПЛ (введён в действие 14.04.33 г.) должность дивизионного артиллериста отсутствовала (штат № 34/107: комдив, дивштур, дивмин, дивмех , 5 чел. младшего начсостава и 3 рядовых). С 1.02.35 г. введён в действие штат Отдельного ДПЛ (№ 37/418), которым вводилась должность и дивизионного артиллериста. 3-го февраля 1935 г. командующий и военком СВФ Закупнев З.А. приказал к 15.02.35 г. дивизион ПЛ СВФ переформировать в Отдельный, и в тот же день, 3.02.35 г., приказом № 014 командир артиллерийского сектора «Умба» Августинович М.П. освобождается от занимаемой должности и допускается к ИД дивизионного артиллериста, с оставлением в категории К-6.
2. Приказом НК ВМФ от 29.10.39 г. командир Д-1 1-го дивизиона капитан-лейтенант Августинович М.П. допущен к ИД командира 3-го дивизиона ПЛ БПЛ СФ, и через два дня , 31.10.39 г., «исполняющему должность командира 3-го дивизиона ПЛ» (цитирую специально) капитан-лейтенанту Августиновичу присваивается звание «капитан 3 ранга». Наконец, приказом того же НК от 13.12.39 г. капитан 3 ранга Августинович М.П. «утверждается в занимаемой должности командира 3-го дивизиона ПЛ» (ещё раз умышленно подчёркиваю). 23-го июля 1940 г. командир 3-го дивизиона БПЛ СФ (…не буду) капитан 3 ранга Августинович М.П. назначается командиром 1-го дивизиона. Дело в том, что на следующий день, 24.07.40 г., Управление 3-го ДПЛ было расформировано.
3. Теперь о некоторых моментах, которые несколько смущают меня и требуют уточнения. Вы пишете, что Августинович М.П. с августа 1936 г. являлся помощником командира на Д-3. Однако слушатели командного отдела УОПП имени С.М.Кирова (среди них и Августинович М.П.) только 13.08.36 г. окончили теоретический курс и все были направлены в бригады подводных лодок флотов на практическую подготовку, входившую в учебную программу и являвшуюся обязательной. 3.03.37 г.помощник по политической части начальника МС РККА корпусной комиссар Ильин доложил заместителю НКО СССР армейскому комиссару 1 ранга Гамарнику Я.Б., что к январю 1937 г. практическую подготовку слушатели закончили, и представил (в соответствии с результатами испытаний и представлениями командующих флотами) их к назначению. 19.03.37 г. окончивший в 1936 г. УОПП МС РККА имени С.М.Кирова (так написано в приказе) Августинович М.П. назначается на Северную военную флотилию помощником командира Д-1. (Да, именно так следует из приказа. Возможно, канцелярская описка? Вроде бы, всё говорит о том, что он был назначен помощником на Д-3. Сообщаю на всякий случай, вдруг откроются новые факты и окажется, что какое-то время он был на Д-1?). Как видим, на «Д» помощником Августинович был назначен не в августе 1936 г., а в марте 1937 г. УОПП подчинялся непосредственно Центру, назначение «через голову НКО» исключено. Возможно, после окончания практической подготовки, т.е. где-то в январе 1937 г. командующий СВФ допустил, по согласованию с Наркомом, Августиновича к временному исполнению обязанностей помощника командира ПЛ??
4. В мае 1937 г., когда Щ-313 готовилась к переходу на Север, на лодку прибыл с СФ лейтенант Августинович М.П. Как докладывал командующему КБФ комбриг-2 Булавинец, по приказанию командира ПЛ помощник командира Щ-313 (им был Коваленко С.И.) сдал свои обязанности Августиновичу и остался в перекомплекте (вскоре переведён на новую «Щ»). Приказ о назначении помощника командира Д-3 лейтенанта Августиновича М.П. помощником командира Щ-401 (новый номер Щ-313) подписан 31.08.37 г. В тот же день он получил звание «старший лейтенант».
5. Последнее. Командовал ли Августинович Д-2? Мне кажется, с юридической точки зрения, был её командиром: приказы о назначении исполняющим должность (Военного совета СФ от 17.05.38 г.) и освобождении от должности и допуске к ИД командира Д-1 (Военного совета СФ от 24.06.38 г.) имеютя, их никто не отменял. Принимал ли дела фактически? Сомнительно, но возможно: не на ДВ же надо было ехать, небось у одного пирса стояли.



Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 12 [только новые]


moderator




Сообщение: 121
Зарегистрирован: 30.04.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.03.10 07:38. Заголовок: Спасибо, Виктор Нико..


Спасибо, Виктор Николаевич!
Я переделываю страницу об Августиновиче, тем более, что, благодаря Евгению Чирва, у меня появился скан страницы об этом подводнике из книги "Адмиралы и генералы советского ВМФ". Сейчас занимаюсь обощением новых данных, в ближайшее время закончу.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 132
Зарегистрирован: 30.04.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.03.10 16:47. Заголовок: Я завершил переделку..


Я завершил переделку страницы об Августиновиче.

Виктор Николаевич, а что говорят документы о Викторе Котельникове, который обучался в УОПП одновременно с Августиновичем, и, согласно большинству источников, с того же августа 1936 года был помощником командира на той же «Д-3»?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 30
Зарегистрирован: 18.02.10
Откуда: Норильск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.03.10 20:29. Заголовок: У Августиновича инте..


У Августиновича интересный эпизод в послевоенной биографии - он был военным советником в ВМС КНР.

С уважением. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 53
Зарегистрирован: 03.05.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.03.10 11:33. Заголовок: С Котельниковым..


С Котельниковым В.Н. у меня плоховато. Тем же приказом от 19.03.37 г. «окончивший в 1936 г. УОПП МС РККА имени С.М.Кирова» Котельников В.Н. назначается на КБФ помощником командира Щ-301, однако должность эту уже давно занимал ( и в начале 1938 г. на ней ещё оставался) Иванов Б.В. Пытаюсь разобраться, пока не получается.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 2
Зарегистрирован: 12.04.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.04.10 10:32. Заголовок: Уважаемый Виктор Ник..


Уважаемый Виктор Николаевич!

Есть еще ряд вопросов по прохождению службы Августиновичем.

Виктор пишет:

 цитата:
2. Приказом НК ВМФ от 29.10.39 г. командир Д-1 1-го дивизиона капитан-лейтенант Августинович М.П. допущен к ИД командира 3-го дивизиона ПЛ БПЛ СФ, и через два дня , 31.10.39 г., «исполняющему должность командира 3-го дивизиона ПЛ» (цитирую специально) капитан-лейтенанту Августиновичу присваивается звание «капитан 3 ранга». Наконец, приказом того же НК от 13.12.39 г. капитан 3 ранга Августинович М.П. «утверждается в занимаемой должности командира 3-го дивизиона ПЛ» (ещё раз умышленно подчёркиваю). 23-го июля 1940 г. командир 3-го дивизиона БПЛ СФ (…не буду) капитан 3 ранга Августинович М.П. назначается командиром 1-го дивизиона. Дело в том, что на следующий день, 24.07.40 г., Управление 3-го ДПЛ было расформировано.



1. Кто же тогда был командиром 1-го ДПЛ во время Зимней войны? Ходил ли Августинович обеспечивающим в походы, и если да, то на лодках какого дивизиона?
2. Разве 3-й дивизион расформировывался в 1940 году? Я всегда считал, что 2-й... Ведь именно его не было в составе бригады к началу ВОВ.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 144
Зарегистрирован: 30.04.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.10 19:38. Заголовок: Вопросы очень правил..


Вопросы очень правильные, Remius!
Сам ими задавался, но пока не доходили руки вникнуть в это дело.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 61
Зарегистрирован: 03.05.09
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.10 22:07. Заголовок: Попытаюсь ..


Попытаюсь ответить на некоторые вопросы. Поскольку сам не обладаю в достаточной мере достоверной информацией, придётся кое-где допускать предположения (надеюсь, они покажутся обоснованными). Итак, кто командовал 1-м дивизионом ПЛ БПЛ СФ в Зимней войне? А такового тогда фактически не существовало. ПЛ Д-3, перешедшая в Ленинград и ставшая в капитальный ремонт, с 1-го ноября 1938 г. из состава СФ была временно исключена и с того же числа зачислена в состав КБФ. Вернётся на Север только осенью 1940 г. В сентябре 1939 г. ушла в Ленинград Д-2, и на Север больше не вернулась. Таким образом, в Полярном к началу той самой войны из состава 1-го ДПЛ была только Д-1. Видимо, острой необходимости в присутствии комдива не было, поэтому комдива-1 капитана 3 ранга Карпунина В.П. отпустили на учёбу в ВМА. А Д-1 могли временно прикомандировать к одному из дивизионов «щук», например, к 3-му, в котором после гибели Щ-424 осталось только три лодки.
Планом организационных мероприятий на 1940 г. предусматривался перевод на СФ нескольких подводных лодок типов «К» и «С», однако уже летом стало ясно, что реально можно было вести речь лишь о вступивших в строй в мае 1940 г. К-1 и К-2 и заканчивающих ремонт Д-2 и Д-3. Поэтому в июле 1940 г. дивизионы ПЛ переформировали, включив в первый подводные лодки Д-1, Д-2, Д-3, К-1 и К-2, во второй - шесть «щук» (не вошла Щ-423, готовилась к переходу на ТОФ), третий дивизион расформировали, четвёртый составили шесть «малюток». Позже погибла Д-1, Д-2 осталась на Балтике, 2-й дивизион переименовали в 3-й, а новый второй в 1941 г. предполагалось укомплектовать «эсками».
Таково моё мнение. С удовольствием и большим интересом ознакомлюсь с другими мнениями и замечаниями.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 5
Зарегистрирован: 12.04.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.10 22:43. Заголовок: Виктор пишет: А так..


Спасибо за ответ!

Виктор пишет:

 цитата:
А такового тогда фактически не существовало. ПЛ Д-3, перешедшая в Ленинград и ставшая в капитальный ремонт, с 1-го ноября 1938 г. из состава СФ была временно исключена и с того же числа зачислена в состав КБФ. Вернётся на Север только осенью 1940 г. В сентябре 1939 г. ушла в Ленинград Д-2, и на Север больше не вернулась. Таким образом, в Полярном к началу той самой войны из состава 1-го ДПЛ была только Д-1. Видимо, острой необходимости в присутствии комдива не было, поэтому комдива-1 капитана 3 ранга Карпунина В.П. отпустили на учёбу в ВМА. А Д-1 могли временно прикомандировать к одному из дивизионов «щук», например, к 3-му, в котором после гибели Щ-424 осталось только три лодки.


Согласно труда "Советско-финляндская война на море" М., 1946. Ч.2. С. 54. 1-м ДПЛ командовал М.П. Августинович, 2-м дивизионом - И.А. Колышкин, по 3-м дивизиону нет ни командира, ни самого дивизиона...

Далее, есть известная статья П.В. Петрова ("Тайфун" №12 за 2000 г.) - "ГИБЕЛЬ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ Д-1". В ней имеются следующие слова:
"29 октября 1939 г. командиром Д-1 был назначен капитан-лейтенант Ф.М.Ельтищев, ранее командовавший Щ-403 на том же театре. К самостоятельному управлению своим новым кораблем Ф.М.Ельтищев ещё не был допущен, поэтому несколько раз лодка выходила в море с «вывозным» командиром..."
"10 марта 1940 г. командир бригады капитан 2 ранга Д.А.Павлуцкий подал ВС СФ письменный рапорт, в котором ходатайствовал о допуске командира Д-1 капитан-лейтенанта Ф.М.Ельтищева к самостоятельному управлению лодкой и дальнейшему прохождению задач КПЛ-38 как выполнившего задачи №№ 1 и 2. ВС флота своим приказом №091 от 25 марта 1940 г. ходатайство комбрига удовлетворил. На самом же деле задача №2 (в неё входили отработка погружения и всплытия, подводного хода, срочное погружение и подныривание) была выполнена лишь в июне-июле 1940 г. С оценкой «Хорошо» задачу 11 июля 1940 г. принял командир 1-го ДПЛ капитан 2 ранга М.П.Августинович – однако не полностью, без сдачи учений №№2г и 2д (подныривание). Таким образом, выдавая желаемое за действительное, командование фактически «проталкивало» неподготовленную ПЛ в 1-ю линию".

Получается, что и в июле 40-го Августинович фактически исполнял должность командира 1-го дивизиона, а поскольку до получения допуска к самостоятельному управлению Ельтищев нуждался в "вывозном командире", то необходимость в наличии живого командира в 1-м ДПЛ все-таки имелась. Тем более, что только Августинович имел опыт командования "декабристом".
Таковы факты, а интерпретация всего вместе взятого может быть различной.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 63
Зарегистрирован: 03.05.09
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.04.10 08:07. Заголовок: Remius пи..


Remius пишет: «Согласно труда «Советско-финская…» 1946 г. 1-м дивизионом командовал М.П. Августинович, 2-м - И.А.Колышкин, по 3-му дивизиону нет ни командира, ни самого дивизиона…». Очевидно, в то далёкое время авторам этого труда не было известно, что в 1939 г. с Балтики на Север перешли два дивизиона подводных лодок, в июне 1939 г. вошедших в состав БПЛ СФ под номерами 3-й (Щ-421 - Щ-424) и 4-й (М-171 - М-176). Первым из них, бывшим 16-м дивизионом ПЛ КБФ, командовал капитан-лейтенант Георги А.И., назначенный в сентябре 1939 г. НШ БПЛ СФ, а комдивом-3 29.09.39 г. приказом по СФ назначен (по совместительству) командир 1-го дивизиона капитан 3 ранга Карпунин В.П., в дивизионе которого числилась только Д-1 под командованием Августиновича М.П. Эта лодка большую часть 1939 г. простояла в ремонте (авария 27.02.39 г., вступила в строй после ремонта 5-го сентября 1939 г. Из приказа по флоту: «…Посадка на мель подлодки произошла лишь только потому, что командир подлодки капитан-лейтенант Августинович и штурман Ковалёв проявили безобразнейшую беспечность и полную морскую безграмотность…»). Августинович М.П. 29.10.39 г. стал командиром 3-го дивизиона (об этом я уже говорил, ссылаясь на приказ НК ВМФ, причём не на один, однако это игнорируется), а когда капитан 3 ранга Карпунин В.П. убыл в ВМА (исключён из списков 14-го ноября), Августинович, скорее всего, принял по совместительству и 1-й дивизион «в лице» своей недавней Д-1. Командиром 1-го дивизиона он не мог быть назначен ещё и потому, что на этой должности до зачисления слушателем ВМА (а это произошло в январе 1940 г.) находился Карпунин В.П. Так, видимо, продолжалось до июля 1940 г., когда Августинович М.П. был назначен комдивом-1. Если он принимал 10.07.40 г. задачи у Ельтищева, то, скорее всего, как врид командира 1-го дивизиона (он же командир 3-го ДПЛ). Возможно, я ошибаюсь.
Remius пишет: “…С оценкой «Хорошо» задачу 11 июля 1940 г. принял командир 1-го ДПЛ капитан 2 ранга М.П.Августинович – однако не полностью, без сдачи учений №№2г и 2д (подныривание). Таким образом, выдавая желаемое за действительное, командование фактически «проталкивало» неподготовленную ПЛ в 1-ю линию".
Интересно, кто, всё-таки, подписал документ от 10.07.40 г., если Августинович М.П. на тот момент был капитаном 3 ранга (присвоено 31.10.39 г.) и командовал 3-м дивизионом ПЛ (ИД командира назначен НК ВМФ приказом № 02885 от 29.10.39 г., утверждён приказом НК ВМФ № 03649 от 13.12.39 г.). Или эти приказы кто-то отменил? Могу допустить, что по совместительству Августинович временно исполнял и должность комдива-1. Странным выглядит следующее: Августинович, зная о невыполненной Д-1 задаче, спокойно отправляет (будучи уже НШ БПЛ) лодку в море, и ни одна комиссия, ни даже вездесущие ребята из органов не смогли тогда докопаться до этого. И, между прочим, дела от снятого Павлуцкого приказали принять именно Августиновичу М.П.
Remius пишет: «…Получается, что и в июле 40-го Августинович фактически исполнял должность командира 1-го дивизиона, а поскольку до получения допуска к самостоятельному управлению Ельтищев нуждался в "вывозном командире", то необходимость в наличии живого командира в 1-м ДПЛ все-таки имелась. Тем более, что только Августинович имел опыт командования "декабристом".
Таковы факты, а интерпретация всего вместе взятого может быть различной».
Однако немного выше указывалось, что Ельтищев приказом ВС СФ № 091 от 25.03.40 г. был уже допущен к самостоятельному управлению лодкой. И это совершенно верно, в приказе № 091 так и сказано: “Допустить, как сдавшего задачи № 1 и № 2 (КПЛ-38), к самостоятельному управлению подводной лодкой в надводном и подводном положениях: командира ПЛ Д-1 капитан-лейтенанта тов. Ельтищева. Основание: рапорт командира БПЛ от 10.03.40 г.» Так что в июле Ельтищев в вывозном командире формально не нуждался. И ещё раз о необходимости наличия «живого» командира на 1-м ДПЛ. В декабре 1939 г. приказом по СФ были допущены к исполнению обязанностей вывозных командиров несколько человек, в том числе командиры 2-го и 3-го дивизионов капитаны 3 ранга Колышкин И.А. и Августинович М.П., а Колышкин , как известно, лодку типа «Д» знал и был допущен к её управлению.




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 7
Зарегистрирован: 12.04.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.04.10 12:24. Заголовок: Виктор пишет: Так ч..


Виктор пишет:

 цитата:
Так что в июле Ельтищев в вывозном командире формально не нуждался.


А я и не писал что он нуждался в июле. Он нуждался в нем до марта 1940 года, а именно в двух походах, которые ПЛ произвела в рамках Зимней войны (см. мой первоначальный пост).
В любом случае спасибо Вам за Ваш ответ.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 64
Зарегистрирован: 03.05.09
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.04.10 07:52. Заголовок: Уважаемый ..


Уважаемый Remius! Благодарю и Вас за вопросы, которые заставляют задуматься над казавшимися ранее очевидными вещами и фактами, увидеть противоречивость их и осознать необходимость более глубокого и внимательного к ним отношения. При просмотре некоторых своих записей обнаружил, что в приказе Командующего СФ № 0208 от 23-го июня 1940 г. (с объявлением старшинства командиров соединений СФ) совершенно не упоминается 1-й ДПЛ. Идут (№№ 1-8): командир ОВРа, командир БЭМ, командир БПЛ, командиры 1-го и 2-го дивизионов миноносцев, а затем - командиры 2-го (Колышкин), 3-го (Августинович) и 4-го (Субботин) дивизионов подводных лодок. Выходит, на 23.06.40 г. 1-го дивизиона не существовало?? Тем не менее, под номерами 17-19 значатся командиры подводных лодок соответственно Д-2, Д-3 и Д-1. Давайте до конца разберёмся с этим ускользающим 1-м дивизионом!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 8
Зарегистрирован: 12.04.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.04.10 09:25. Заголовок: Спасибо. Да, хотелос..


Спасибо. Да, хотелось бы разобраться, но возможности пробраться в РГА ВМФ у меня в данный момент нет. Я вполне согласен с Вам в том, что М.П. Августинович в 1939 г. был назначен к-ром 3-го ДПЛ и в книге "СФВ на море" допущена ошибка, но на мой взгляд, эта ошибка весьма характерная и суть ее заключается в том, что фактически Августинович являлся вывозным командиром на Д-1, а "щучьим" дивизионом не занимался. П.И. Егоров (Щ-421) имел допуск к самостоятельному управлению, насколько я понимаю, и в обеспечивающем не нуждался. Предполагаю, что и у В.С. Денисова допуск имелся, коль скоро он командовал Щ-314/Щ-422 с 4.3.1939. Щ-423 всю войну ремонтировалась. Теоретически на Д-1 мог ходить Колышкин, но практически не получается. Он обеспечивал действия Столбова (Щ-402), о чем и пишет в мемуарах. С учетом того, что лодки совершали свои вторые походы почти одновременно (Д-1 - 17-29.2.1940; Щ-402 - 23.2-13.3.1940), понятно, что на Д-1 Колышкин находиться не мог.
Вероятно такое же разделение обязанностей было и после окончания войны - Августинович числился командиром 3-го дивизиона, а фактически исполнял обязанности к-ра 1-го, поскольку требовалось осуществлять контроль за БП Д-1, вскоре должны были придти две "катюши", на которых требовалось провести (и, соответственно, контролировать) широкую программу испытаний. 3-й же дивизион, как Вы справедливо заметили расформировывался, поскольку Щ-423 уходила, а две оставшихся ПЛ передавались Колышкину (по крайней мере одна из них - Щ-421 попала в длительный ремонт из-за аварии и БП не занималась).
Все это мои гипотезы, не подкрепленные, к сожалению, необходимыми документами. Буду рад если Вы опровергните или подтвердите их.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 35
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет