On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Форум сайтов «Атакуют подлодки» и «Великая Отечественная под водой». Открылся 25 апреля 2009 года

АвторСообщение
moderator




Сообщение: 16
Зарегистрирован: 30.04.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.08.09 18:00. Заголовок: Подводная лодка "М-174" (ex "М-91") XII серия


В данной теме рассматриваются вопросы, связанные с историей подводной лодки "М-174" (бывшая "М-91") XII серии: постройка, служба, боевое применение.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 11 [только новые]





Сообщение: 2
Зарегистрирован: 03.05.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.08.09 15:11. Заголовок: Хочу поделиться..


Хочу поделиться некоторыми сомнениями, возникшими после ознакомления с опубликованными сведениями о подводной лодке М-91/М-174. В тексте указано, что
а) лодка заложена под литерно-цифровым обозначением 29.05.37 г. и спущена 12.10.37 г.;
б) 21.06.38 г. вошла в состав КБФ, флаг подняла 4.11.38 г.;
в)16.06.39 г. переименована в М-174 и 21.06.39 г. вошла в состав СФ.
Мне известно, что эти даты указаны в работах таких авторитетных исследователей как В.И.Дмитриев и С.С.Бережной, к которым отношусь с большим уважением и доверием, понимая в то же время, что их работы готовились более четверти века назад в условиях тотальной секретности и жесткого ограничения доступа к необходимым материалам и документам. В силу объективных причин они не могли избежать некоторых неточностей и ошибок.
Во-первых, ни одна из «малюток» не закладывалась под литерно-цифровым обозначением, все получали только заводские номера, иногда неофициально их называли «спецсудами» (с) или «специальными судами» (с/с) с добавлением заводского номера.
В «Историческом журнале ПЛ М-174» (хранится в Музее СФ) указано, что она была заложена 29.04.37 г., а спущена 7.07.38 г., сдаточные испытания закончены 23.10.38 г., а военно-морской флаг поднят в 15 часов 4.11.39 г. Поскольку ходовые испытания начались только 29.08.38 г., лодка никак не могла войти в состав КБФ 21-го июня. Более того, в архиве ВМФ хранится приказ по КБФ от 10.11.38 г., которым закончившая сдаточные испытания и принятая от завода № 196 подводная лодка М-91 (заводской № 105) с 4-го ноября 1938 г. включается в состав действующих кораблей КБФ с зачислением в 27-й дивизион 3-й бригады ПЛ. Исключена из состава КБФ приказом НК ВМФ от 16.06.39 г. и тем же приказом зачислена в состав 4-го дивизиона БПЛ СФ с переименованием в М-174 (штат № 36/612).
Хотелось бы узнать мнение любителей истории подводного флота по изложенным фактам.
Во-вторых, мне думается, нужно было бы указать и первого командира этой лодки - лейтенанта (с 10.02.38 г. старшего лейтенанта) Нырова Бориса Алексеевича, допущенного к исполнению должности приказом КБФ 4.07.38 г. и утвержденного наркомом ВМФ 7.07.38 г. Видимо, следовало бы упомянуть и о крупной аварии (столкновение 20.09.38 г. вышедшей на испытания М-91 с буксиром Ленинградского военного порта ЛП-1) в результате которой лодка была вынуждена прекратить приёмные испытания и отправиться в ремонт примерно на 20 дней (ещё одно свидетельство того, что М-91 не могла войти в состав КБФ 21.06.38 г.). Нарком ВМФ командарм 1 ранга Фриновский М.П. тогда (10.10.38 г.) приказал отстранить командира М-91 от командования кораблём и предать суду Военного Трибунала. Этот факт вводит некоторых в заблуждение. Дело в том, что во время аварии лодкой командовал старший лейтенант Филов Н.А. (временно заменял заболевшего командира), и наказан был именно он, а не штатный командир Ныров, который оставался командиром до 21.12.38 г. (Ковалёв Э.А. ошибочно указывает 21.10.39 г.


Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 17
Зарегистрирован: 30.04.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.08.09 17:46. Заголовок: Спасибо, Виктор Нико..


Спасибо, Виктор Николаевич, за существенные поправки и уточнения!

Виктор пишет:

 цитата:
сдаточные испытания закончены 23.10.38 г.


Правильно ли я понял, что приёмный акт был подписан этой датой, т.е. 23.10.1938?

И ещё один вопрос: что из себя представляет "Исторический журнал ПЛ М-174" и насколько можно ему доверять?

С уважением,
Андрей С.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 3
Зарегистрирован: 03.05.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.08.09 18:26. Заголовок: Отвечаю на вопро..


Отвечаю на вопросы. 1. Нет, не значит, хотя и известно много случаев подписания приёмного акта в день окончания испытаний. Мне кажется, Вы придаёте слишком большое значение этому документу, который без соответствующего утверждения является, по сути, простой бумажкой, важной, пожалуй, только для строителей (выполнение плана сдачи, премии и награды). Не случайно В.И.Дмитриев тут же указывает дату включения лодки в состав одного из флотов.
2. Для заполнения «Исторического журнала» (для краткости далее - ИЖ) назначается один из офицеров, и всё зависит от отношения этого конкретного человека к порученному делу. Впрочем, они иногда заполнялись задним числом, переписывались и исправлялиь, умножалось количество ошибок и описок. Например, в «ИЖ» Щ-421 написано, что лодка была заложена на Коломенском заводе № 112 (!!) 20.11.34 г., а приёмный акт подписан 5.12.34 г.(!!). Данные из «ИЖ» М-171 использовал в своей работе В.И.Дмитриев
(заложена 14.06.36 г., спущена 11.09.37 г., флаг поднят 12.12.37 г.), в то время, как, по архивным данным, флаг на этой ПЛ был поднят 25.12.37 г. Тот же В.И.Дмитриев датой закладки Щ-114 называет 10.10.32 г., в одном из архивных документов говорится о закладке этой лодки в декабре 1932 г., а в «ИЖ» «Севрюги»
(в начале 60-х хранился в секретной части 4-й ОБПЛ ТОФ) называется 10.12.32 г., чему я и склонен верить. Так что, всё зависит от исполнителя. Хочу пояснить, что мои частые ссылки на Дмитриева В.И. свидетельствуют лишь о том, что считаю его наиболее авторитетным в этом вопросе.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 4
Зарегистрирован: 03.05.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.08.09 22:06. Заголовок: Один из документо..


Один из документов из архива - к сказанному выше:
"Председатель Постоянной Приёмной Комиссии - Начальнику МС РККА, № 112, 19 июля 1936 г.
Представляю на Ваше утверждение приёмные акты: за № 203 на п/л Щ-321 (С-260) и № 204 на п/л Щ-313 (С-253).
Обе X серии постройки Балтийского завода им.Серго Орджоникидзе.
Официальные испытания начаты 21.06.36 г., закончены 9.07. Доделки, отделочные работы, сдача снабжения и оформление сдачи п/лодки закончены к 17 июля 1936 г. Председатель ППК флагман 1 ранга Векман.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 18
Зарегистрирован: 30.04.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.08.09 21:18. Заголовок: Уважаемый Виктор Ник..


Уважаемый Виктор Николаевич!

Виктор пишет:

 цитата:
а военно-морской флаг поднят в 15 часов 4.11.39 г.


Мне кажется, что данная запись в ИЖ выглядит весьма сомнительно, поскольку в таком случае М-174 перешла на Север без военно-морского флага? К тому же это ровно на год отличается от приказа о включении лодки в состав действующих кораблей КБФ.

С уважением,
Андрей.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 5
Зарегистрирован: 07.08.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.08.09 21:44. Заголовок: Попалась в сети инте..


Попалась в сети интересное фото ("Великая отечественная война в фотография и кинодокументах", 1941 г.)


Бойцы морской пехоты держать спасательные круги с потопленного транспорта.

Главное, надписи на круге - это венок с могилы покойника круг с места потопления транспорта "Эмсхёрн".


Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 19
Зарегистрирован: 30.04.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.08.09 18:24. Заголовок: Действительно интере..


Действительно интересный снимок!
Получается, что выловили как минимум 2 спасательных круга.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 5
Зарегистрирован: 03.05.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.09.09 11:36. Заголовок: Андрей С. заметил мо..


Андрей С. заметил мою грубую и непростительную ошибку: конечно, в «ИЖ» написано о подъёме флага 4.11.1938 г. (!!), а не 1939-го. Впредь постараюсь быть более внимательным и не вводить в заблуждение уважаемых участников форума.
А теперь хочу вернуться всё к той же М-91/174 и, в свою очередь, поделиться сомнениями в правильности изложенных на сайте сведений о службе командиров этой лодки Нырова и Пархоменко.
Ныров Б.А. службу в ВМФ начал в 1933 или в 1934 г. (в документах встречаются обе даты), в 1935 г. окончил Курсы ускоренной подготовки комсостава флота (КУПКС) КБФ, получив военное (тогда говорили и писали именно так) звание «лейтенант» и назначение командиром рулевой группы ПЛ (приказ НКО СССР № 0386/п от 2.02.36 г.). С 7 марта того же года зачислен в списки личного состава 2-й БПЛ и назначен командиром штурманского сектора М-71 (приказ командира 2-й БПЛ № 018 от 15.03.36 г.). «Назначен» - так сказано в приказе, однако комбриг таких прав не имел. Видимо, речь идёт о временном назначении (допуске к временному исполнению должности).
17 апреля 1936 г. - назначен командиром БЧ-1 М-71 (приказ ком КБФ № 069).
На сайте утверждается, что Ныров Б.А. с осени 1936 до 9.02.38 г. был штурманом 23-го дивизиона. Утверждение сомнительно. Действительно, в августе-сентябре 1937 г. командир и военком 3-й БПЛ ходатайствовали перед командованием о переводе Нырова Б.А. на должность дивизионного штурмана 23-го дивизиона вместо лейтенанта Мишарина И.Г.,но уже 11 ноября 1937 г. комбриг-3 просит ОКНС представить лейтенанта Нырова Б.А., «ранее выдвигавшегося дивизионным штурманом», на должность командира той же М-71. Следует сказать, что не исключена возможность временного пребывания (по совместительству) штурмана М-71 Нырова на должности дивизионного штурмана упомянутого дивизиона, поскольку Мишарин И.Г. с 11.07.37 г. был допущен к ИД флагманского штурмана 3-й БПЛ.
25 декабря 1937 г. командир БЧ-1 М-71 лейтенант Ныров Б.А. освобождается от занимаемой должности и допускается к ИД командира М-71 (приказ по КБФ № 0276.) 9 февраля 1938 г. назначение утверждено приказом НК ВМФ № 072.
Старший лейтенант (10.02.38 г.)
4 июля 1938 г. - допущен к ИД командира М-91 (приказ по КБФ № 0228). Утверждён наркомом ВМФ 7.07.38 г.
21 декабря 1938 г. - назначен помощником начальника 7-го отдела (подводное плавание) штаба КБФ (приказ по КБФ № 0458).
23 апреля 1939 г. - назначен помощником начальника 2-го отделения (подводное плавание и ПЛО) 2-го отдела штаба КБФ. Очевидно, это назначение связано с изменением штатов.
В мае 1939 г. обеспечивал переход подводной лодки М-87 от Ораниенбаума до Повенца.
13 октября 1939 г. назначен помощником начальника штаба 2-й БПЛ (приказ НК ВМФ № 02745).
3 октября 1940 г. назначен командиром ПЛ «Калев».
Капитан-лейтенант (30.11.1940 г.)


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 6
Зарегистрирован: 03.05.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.09.09 19:33. Заголовок: Исправление: второй ..


Исправление: второй абзац следует читать: « А теперь хочу вернуться к командирам «малюток» и поделиться сомнениями в достоверности сведений о командирах лодок Нырове и Пархоменко". Последний М-91 не командовалю

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 26
Зарегистрирован: 30.04.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.09.09 19:40. Заголовок: Рад снова "видет..


Рад снова "видеть" Вас на форуме, Виктор Николаевич!
Ваши замечания по Нырову будут в ближайшее время учтены и опубликованы на сайте.
Тем не менее, очень хотелось бы вернуться к Вашим сомнениям по поводу биографии Пархоменко. Можно в разделе "Подводники", а можно и во вновь созданной теме о ПЛ "М-93", которую Пархоменко переводил на Север.

ПОСТЫ УЧАСТНИКОВ "Виктор" И "Umka", КАСАЮЩИЕСЯ ПЛ "М-93" ПЕРЕНЕСЕНЫ В СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ТЕМУ.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 29
Зарегистрирован: 30.04.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.09.09 16:47. Заголовок: Поправки по Нырову Б..


На сайте внесены поправки по Нырову Б.А.

Виктор пишет:

 цитата:
поскольку Мишарин И.Г. с 11.07.37 г. был допущен к ИД флагманского штурмана 3-й БПЛ.



Капитан-лейтенант Мишарин в 1941 году после обороны Моонзундских островов оказался в Швеции (видимо был на борту тральщиков-"ижорцев", которые прибыли в Швецию с Эзеля). Кому-нибудь известна его дальнейшая судьба?

ВСЕ ДАЛЬНЕЙШИЕ ОТВЕТЫ ПО МИШАРИНУ И ДРУГИМ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, ИНТЕРНИРОВАННЫМ В ШВЕЦИИ, ПЕРЕНЕСЕНЫ В ДРУГУЮ ВЕТКУ

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 71
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет